Ребенок 1-3 месяцев

Краткая характеристика умений и возможностей . Вы уже знаете, что новорожденный ребенок большую часть суток спит (до 20-22 часов) и ест (6-7 раз). Совсем небольшую часть дня он проводит в состоянии бодрствования; пусть это время будет временем активных движений.

МАССАЖ РЕБЕНКА 1 – 3 МЕСЯЦА

Краткая характеристика умений и возможностей .

Вы уже знаете, что новорожденный ребенок большую часть суток

спит (до 20-22 часов) и ест (6-7 раз). Совсем небольшую часть дня он

проводит в состоянии бодрствования; пусть это время будет временем

активных движений. Не пеленайте малыша, оставляйте свободными его

ручки и ножки.

Движения ребенка случайные и беспорядочные, он не в состоянии

поднять голову и удержать ее в вертикальном положении. Руки и ноги

согнуты во всех суставах и прижаты к телу, кулачки сжаты. Это объясня

ется тем, что до 3-месячного возраста тонус мышц-сгибателей рук и ног

повышен (так называемый физиологический гипертонус) .

Насколько быстро на смену беспорядочным и бесцельным движени

ям рук и ног придут движения осмысленные, будет зависеть от того,

насколько быстро и успешно разовьется мускулатура, необходимая для

таких движений. Но самое главное, это будет зависеть от того, насколько

быстро разовьются сенсорный и моторный разделы мозга, которые конт

ролируют такие движения.

У ребенка уже с момента рождения имеется ценный багаж: врож

денные двигательные рефлексы. И. П. Павлов назвал их безусловными

рефлексами.

К числу врожденных рефлексов относятся пищевые (сосание, глотание,

слюноотделение); защитно-оборонительные (поворот или поднимание

головы в положении на животе у ребенка первых недель жизни);

рефлексы положения (позы) и расположения частей тела (в первом полу

годии жизни в горизонтальном положении на весу ребенок отклоняет

голову в корригирующую сторону, т. е. в положении на животе — назад,

на спине — вперед, на правом боку — влево, на левом — вправо; пово

рот таза вызывает у ребенка движение головы и верхней части тела в ту

же сторону).

Всякий раз, когда ладони ребенка раскрыты и их слегка касается

какой-то предмет, срабатывает хватательный рефлекс, и младенец сжима

ет кулаки. Часто и сами матери провоцируют ребенка на хватательный

рефлекс, забавлясь тем, что кладут в его ладони свои пальцы. Однако

вряд ли они делают это сознательно, думая при этом о развитии детского

мозга. Другие домашние делают то же самое, и очевидно, что чем боль

шей любовью пользуется новорожденный, тем большее внимание ему

уделяется, следовательно, тем чаще он пользуется своим хватательным

рефлексом и, благодаря этому быстрее развивается.

Один из рефлексов (расположение частей тела) может быть исполь

зован для воспитания у детей свободной позы во время сна, что имеет

большое значение для полноценного отдыха и развития ребенка. Как

часто