Периоды
развития
Особенности
строения
Физиологические
особенности
и
питательные вещества, по пупочной артерии венозная кровь возвращается в
организм матери
Послеродовой
Новорожденный
Новорожденный
имеет непропорциональное строение тела - очень крупную голову и короткие ноги
и руки. Кости черепа несросшиеся, между ними имеются кожные пленки -
роднички; тазовые кости несросшиеся, позвоночник без изгибов
Несросшиеся
кости заходят друг за друга, уменьшают объем головы и тела, что помогает
рождению ребенка. При перевязке пупочного канатика создается избыток СО2 в
крови, что гуморально воздействует на дыхательный центр продолговатого мозга
и в результате происходит первое рефлекторное движение - крик и вдох. Затем
появляется следующий врожденный рефлекс - сосательный
Грудной
(до 12 мес)
Ребенок
овладевает движе-ниями - поднимает голову, ложится на живот, встает - это
способствует образованию изги-бов позвоночника: шейного, грудного,
поясничного. Появ-ляются молочные зубы
У ребенка
формируются мышцы, движения становятся разнообраз-ными, укрепляется скелет,
появляется потребность ходить. В первый период - питание грудным молоком,
содержащим все необходимые пита-тельные вещества, затем докармли-вание пищей,
содержащей витамины. Развивается высшая нервная деятельность - произносятся
первые слова
Ясельный
(1-3 года)
У ребенка
изменяются пропорции тела: голова становится относительно мень-ше, удлиняются
конечности. Мозг развивается, более выра - жены борозды
и извилины
Самостоятельный
организм, переходит на питание обычной пищей. Роднички в черепе зарастают.
Выраженные эмоции, членораздель-ная речь. Требуется постоянный медицинский
надзор и уход за неокрепшим организмом
Дошкольный
(3-7 лет)
Молочные
зубы сменяются на постоянные. Ярко выяв-ляются различия клеток коры головного
мозга
Согласованные
движения. Речь, связанная с мышлением. Формируют-ся условно-рефлекторные
центры речи и письма
Школьный
(7-17 лет)
Усиленное
развитие костно-мышечной системы, усиленный рост организма, который
заканчивается к 20-25-летнему возрасту. После 10 лет срастаются кости таза. В
соответствии с особенностями строения организма различают детский,
подростковый и юношеский периоды развития
В возрасте
13-15 лет начинается перестройка организма в связи с половым созреванием,
изменяются деятельность и строение коры больших полушарий, функции желез
внутренней секреции. Это вызывает психологические (преобладание воз-буждения
над торможением), физио-логические (менструальный цикл) и физические
изменения в организме. Проявляются вторичные половые признаки: у девочек
изменяется форма тела, тембр голоса; у маль-чиков - пропорции тела,
усиливается физическое развитие, ломается голос, появляются волосы на лице. Однако
полное формирование заканчивается к 20-25-летнему возрасту.